Текстиль: Классификации тканей

Рассмотрим основные классификации тканей:

— по составу волокон

— по назначению

ØПо составу волокон ткани делятся на:

— натуральные

— химические (синтетические и искусственные)

До недавнего времени натуральные ткани считались безусловными лидерами с экологической точки зрения. Но за последнее время технологии производства позволили создавать химические ткани, устойчивые в эксплуатации, воздухопроницаемые, долговечные, гипоаллергенные, не содержащие составляющих животного или растительного происхождения. Поэтому современные химические ткани способны выстоять в конкуренции с натуральными, единственный их недостаток — они не обладают антистатическими свойствами.

Ткани со смешанными волокнами сочетают в себе достоинства натуральных тканей и прочность химических.

Примечание!

Натуральные волокна вырабатываются из сырья растительного и животного происхождения (хлопок, лен, шерсть, шёлк).

Синтетические волокна вырабатываются из продуктов нефтеперегонки. К тканям из синтетических волокон относятся: эластан, акрил, полиэстер, нейлон и т.д.

Искусственные волокна вырабатываются из сырья растительного происхождения в процессе развития и роста волокон, например целлюлозы. К тканям из искусственных волокон относятся: вискоза, ацетат, модал.

Смесовые ткани характеризуются содержанием в тканях волокон различного происхождения.

Натуральные ткани

Хлопок — натуральное растительное волокно, мягкое и прочное. Наличие хлопка повышает гигиенические свойства ткани, так как хлопок обладает гигроскопичностью (впитывает влагу) и воздухопроницаемостью (пропускает воздух). Хлопок универсален. Он устойчив к воздействию тепла, легкий и имеет низкую стоимость.

Льняное волокно — натуральное растительное волокно. Ткань из льна хорошо драпируется, более прочная, но грубая на ощупь, поэтому в чистом виде лен используется редко. Например, при добавлении нити блестящего лавсана, лен приобретает прозрачность и блеск на свету. В последнее время широко применяются ткани, сочетающие лен с нитями, имитирующими металл.

Шерсть — волокно животного происхождения. Шерстяные ткани подвержены усадке и уплотнению, особенно под действием влаги. Шерсть сохраняет тепло и приятна на ощупь, но у некоторых людей она способна вызвать аллергию. Ткани из шерсти дорого стоят.

Шелк имеет роскошную текстуру, способную драпироваться и переливаться на свету. Ткани из натурального шелка выгорают на солнце, их нельзя стирать, так как вода оставляет пятна на них. Современные технологии позволяют создавать ткани из смеси шелка с другими волокнами, например, хлопка, акрила. При этом внешний вид ткани не теряет роскошную текстуру, а стоимость существенно снижается.

Химические ткани

Ацетат — искусственное волокно, которое обладает аналогичными с шелком свойствами. Ацетат прочнее шелка и меньше выгорает на солнце.

Вискоза (искусственный шелк) — самое распространенное искусственное волокно. Наличие в составе вискозы способствует лучшему окрашиванию смесовых тканей. Примесь вискозы придает прочность и блеск хлопчатобумажным и шелковым тканям.

Полотна из вискозы достаточно огнеустойчивы и легко стираются.

Полиэфирные волокна (полиэстер, лавсан) практически не мнутся, не выгорают на свету, очень прочны и стойки к истиранию, устойчивы к воздействию органических растворителей. Но они плохо окрашиваются, жесткие на ощупь, электризуются. Однако современные технологии позволяют производить новые модификации этих волокон, в которых устранены многие недостатки. Удалось даже получить гигроскопичное волокно из полиэстера.

Полиамидные волокна (нейлон, капрон) также используются в качестве добавок в смесовых тканях. Они близки по свойствам полиэстеру, но отличаются повышенной электризуемостью и низкой термостойкостью.

В производстве тканей используются волокна, которые позволяют добиться определенного эффекта. Например, полипропилен включают в состав ткани, если хотят сделать ее более легкой и одновременно влагонепроницаемой. Акрил часто смешивают с более дорогими волокнами, чтобы уменьшить стоимость ткани. Спандекс или лайкру используют для улучшения драпировки, ткань становится эластичной и не мнется.

ØПо назначениютекстильные ткани классифицируют на:

— бытовые

— технические

Большую часть составляют бытовые ткани. Они подразделяются на:

— ткани для одежды (бельевые, платьевые, костюмные и т.д.)

— декоративные ткани (мебельные, портьерные, тюлевые и т.д.)

Мы подробнее остановимся на декоративных бытовых текстильных тканях: портьерных и тюлевых.

Тюлевая ткань (от названия французского города Tulle в департаменте Коррез) – это легкая прозрачная гладкая сетчатая или узорчатая ткань. Тюль может быть из шелковой, хлопчатобумажной, полушелковой, полиэстеровой, вискозной или смесовой ткани. Тюль бывает гладкий и узорчатый.

Портьерная ткань — это более плотная ткань, которая используется для пошива штор. Портьера обычно состоит из одной или двух вертикальных полотнищ.

Текстиль для создания штор

В данном разделе даны определения некоторых понятий для текстиля по виду ткани и способу её обработки.

Шторный текстиль по виду ткани:

Бархат – хлопчатобумажная ткань (реже шелк или шерсть) с мягкой ворсистой поверхностью, поглощающей свет. Гофрированный бархат имеет эффектную текстуру. Парчовый бархат имеет узор, как бы выжженный на ворсе.

Батист — тонкая легкая, полупрозрачная хлопчатобумажная или льняная ткань. Она имеет шелковистый блеск, гладкую поверхность, мягкая на ощупь.

Вуаль — это гладкая прозрачная ткань, которая вырабатывается из шелковой, хлопчатобумажной или шерстяной пряжи. Вуаль бывает беленая, крашеная и набивная, лицевая сторона ткани часто украшается вышитыми рисунками.

Гобелен — тяжелая ткань плотного плетения. Характерной особенностью гобелена являются  рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы и
неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями.

Дамаст — ткань, похожая на парчу, но менее рельефная. Ее ткут из хлопковых, шелковых, шерстяных или искусственных волокон.

Мадрасский хлопок  — это ярко окрашенная хлопчатобумажная ткань в клетку или в полоску.

Миткаль — этотонкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. В результате соответствующей отделки из него получают ситец, муслин и др.

Муар — это ткань чаще всего на шелковой или ацетатной основе. Рисунок наноситься на однотонную ткань через горячие гравировальные цилиндры, которые изменяют направление нити, образуя характерный рисунок.

Муслин — тонкая мягкая шелковая или хлопчатобумажная ткань. Вощёный муслин обладает ровным блеском и некоторой жесткостью, благодаря вощению (технологический прием обработки ткани). Крапчатый муслин — это  вид муслина с выпуклым точечным  узором.

Парча — изысканная ткань из шелковых или искусственных волокон. Имеет рельефный тканый рисунок, выполненный на специальном станке.

Пейсли — шерстяная ткань с характерным (огурцовым) рисунком.

Плюш — старинный вид бархата с более длинным, но редким ворсом. Вырабатывается из шерсти и мохера с добавлением небольшого количества хлопка. Сейчас для его производства используют также искусственные волокна.

Сатин — хлопчатобумажная ткань с особым видом переплетения, гладкая с легким блеском.

Сетка — ажурная ткань, обычно вырабатывается из искусственных волокон.

Ситец вырабатывается из хлопка. Вощеный однотонный ситец используется для контрастной отделки или в качестве основной ткани.

Сукно – крашеная зеленая, реже красная фланелевая ткань. Сукно выгорает на солнце.

Тафта – тонкий с эффектом хруста шелк со специфической выработкой, называемый «бумажная тафта». Ткань сильно мнется. Тафта также производится из искусственных волокон.

Тик – ткань в полоску, характеризуется оригинальной текстурой в «ёлочку». Ранее вырабатывался из белых нитей, сейчас бывает самых разных цветов.

Ткань в рубчик – шёлковая ткань, имеющая рельефный рубчик, расположенный по долевой нити.

Ткань из Жуйи — хлопчатобумажная или льняная ткань с рисунком на тему французских пасторалей*. Вошла в моду в XVIII веке, была выработана во французском городе Жуйи.

* Пастораль — идеализированное изображение пастушеской жизни, рисующее картины природы или сцены сельского быта.

Хлопчатобумажная парусина — это плотный хлопок кремового цвета.

Хлопчатобумажный батист – тонкий хлопок с выработкой, похожей на шелк.

Холст (мешковина) — ткань из смеси хлопчатобумажных и льняных волокон средней плотности.

Холст – полотно из тканого льна с примесью хлопка.

Чесуча (шантунг) — ткань из дикого шелка с неоднородной текстурой, впервые выработанная на ручном станке в провинции Китая Шантунг.

Чесучовый шёлк – дикий шёлк. Плохо поддается окрашиванию.

Шотландка – шерстяная ткань с особым видом клетчатого узора специфических цветов, символизирующих принадлежность к тому или иному шотландскому клану. Ткань плотная и светонепроницаемая.

Текстиль для кройки и пошива штор по способу обработки:

Батик — это не ткань, а ручная роспись по ткани. Во время нанесения краски, используются устойчивые к ее воздействию специальные вещества и воск. На ткани остается характерный рисунок. Подобным образом обрабатывается хлопок, шелк, бархат и т.д.

Вышивка шерстью на ткани —  это декорированная вышивка из шерстяной пряжи по ткани, которая используется для пошива универсальных штор и покрывал.

Икат – это сложнейшая техника тканых рисунков, которая выполняется вручную. Пучки нитей обвязываются, чтобы не допустить их окрашивания, с целью поэтапного крашения их в определенные цвета. Процесс повторяют для каждого цвета отдельно, от светлых тонов к темным, до тех пор, пока на пряжу не будут перенесены все цвета рисунка. В результате получается узор с размытыми контурами.Ткани, выполненные в технике икат, бывают смесовыми или из чистого шелка и хлопка.

Кружево  — текстильное изделие ручной или машинной работы без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей.

Кружево «ришелье» — вид ажурной вышивки, в которой элементы узора сначала вышиваются, а затем ткань вырезается по контуру рисунка. В технике «ришелье» нитки для вышивки обычно подбираются в тон ткани.

Дизайн тканей

По дизайну ткани можно условно классифицировать:

 «Абстракция+геометрия» —  это ткани с элементами геометрических фигур, ломаных линий, спиралей и т.п.

«Гладкоокрашенные» – это однотонные ткани, то есть ткани без рисунка.

«Детские» – это ткани с изображением героев мультфильмов, различных игрушек, животных, географических карт и т.д.

«Классика» — это ткани с типичным традиционным дизайном.

«Флористика» – это ткани с элементами растений (цветы, листья и т.д.).

«Этника» — это ткани с национальными элементами и орнаментами (пальмы, иероглифы, драконы и т.д.).

Замер окна для пошива штор

После того, как продумано оформление окна, нужно правильно произвести его замер.

Замер размеров окна

 

1 — высота стены (определяет расстояние от потолка до пола)

2 — ширина стены (определяет ширину карниза при его установке «от стены к стене»)

3 — ширина «простенка» (определяет максимально возможную ширину боковой драпировки)

4 — ширина окна

5 — расстояние от подоконника до пола (важный размер для драпировки шторы до подоконника)

6 — расстояние от стены до крайней выступающей части подоконника (определяет длину кронштейна на карнизе и способ крепления карниза)

7 — высота верхнего «простенка»  (важный размер для ламбрекена)

8 — высота окна (определяет высоту шторы для крепления на оконный проем, и вместе с замерами 6 и 7 является важной характеристикой для определения высоты шторы)

9, 10 — ширина и высота рамы окна (определяет размеры штор плиссе)

11, 12 — высота и ширина до середины рамы окна (определяет размеры жалюзи при их креплении на раме)

Примеры расчетов расхода ткани для пошива штор

Ткань может иметь стандартную ширину (м) 1.37,  1.40,  1.50,  2.80 или стандартную высоту (м) 2.95,  2.75,  3.0,  3.3.

Пример расчета расхода ткани для шторы с ламбрекеном

Шторы, ламбрекен и два подхвата.

Длина карниза 3м., высота (штора) 2.5м., высота ламбрекена 0.45м., коэффициент сборки для всех элементов 2, ширина ткани 1.5м. (ткань без раппорта), тюль высотой 3.0м.

 1. Портьера

Расход ткани на портьеру (по высоте) = Высота шторы + 0.2м на подгибы

2.5 + 0.2 = 2.7м.

Расход ткани (по ширине)  = Длина карниза х Коэффициент сборки

3 х 2 = 6м.

Количество полотен ткани = Расход ткани (по ширине) / Ширина ткани

6 / 1.5 = 4

Общий расход ткани = 2.7 х 4 = 10.8м.

2. Тюль

Расход тюля (по ширине) = Длина карниза х Коэффициент сборки

3 х 2 = 6м.

3. Ламбрекен сшивной

Расход ткани (по высоте) = Высота ламбрекена + 0.1м. на подгибы

0.45 + 0.1 = 0.55м.

Общий расход ткани = 0.55 х 4 = 2.2м., где 4 – количество полотен ткани.

4. Подхват

На рисунке подхват сложен вдвое, поэтому на один подхват необходимо 0.2м ткани по высоте. На два подхвата 0.2 х 2 = 0.4м.

Расход ткани на пошив двух подхватов с учетом  0.05м на подгибы равен 0.45м.

 
0.10
 

0.30

Пример расчета расхода ткани под штору «русский балун»

увеличить рисунок

«Русский балун»: неподвижный на шторной ленте, коэффициент сборки 2, длина карниза 2м., высота_штор 2.5м. Ткань с раппортом по вертикали 0.6м, шириной 1.5м.

Расход ткани (по ширине) = Длина карниза х Коэффициент сборки + 0.2 на подгибы

2 х 2 + 0.2 = 4.2м.

Количество полотен ткани = Расход ткани (по ширине) / Ширина ткани

4.2 / 1.5 = 2.8 = 3шт. (округляем до целого числа)

Расход ткани (по высоте) = Высота штор + 0.2 на подгибы + 0.5 на сборку

2.5 + 0.2 + 0.5 = 3.2м.

Общий расход ткани без учета раппорта = Расход ткани (по высоте) х Количество полотен

3.2 х 3 = 9.6 м.

Количество раппортов = (Количество полотен – 1) = 3 – 1 = 2

Дополнительный расход ткани на  раппорт = Шаг раппорта х Количество раппортов

0.6  х  2  = 1.2м.

Общий расход ткани с учетом раппорта = 9.6 + 1.2 = 10.8м.

Примечание! В эскизе следует указать на какое количество равных вертикальных  частей необходимо разделить ткань.

Пример расчета расхода ткани для пошива штор на люверсах

увеличить чертёж шторы


Шторы на люверсах: высота штор вместе с «гребешком» — 2.5м., длина карниза 1.8м., коэффициент сборки 2. Под люверсы используется специальная клеевая тесьма.Ткань без раппорта, шириной 1.5м.


Расход ткани (по ширине) = Ширина карниза х Коэффициент сборки

1.8 х 2 = 3.6м.

Количество люверсов = Расход ткани (по ширине) / 0.16м.

3.6 / 0.16 = 22.5 = 24 (округляем в бОльшую сторону до чётного числа)

Расход ткани (по высоте) = Высота штор + 0.25м. на подгибы

2.5 + 0.25 = 2.75м.

Количество полотен ткани = Расход ткани (по ширине)  / Ширина ткани

3.6 / 1.5 = 2.4 = 3  (округляем до целого числа)

Общий расход ткани =  Расход ткани (по высоте) х Количество полотен ткани

2.75 х 3 = 8.25м.

Примечание!

— ткань дает усадку,

не используется специальная клеевая тесьма под люверсы.

Если используется специальная клеевая тесьма под люверсы, то прибавляют 25 см.

В рисунке указывается высота полотна шторы вместе с гребешком, высота до нижнего края люверса, высота гребешка от верхнего края  люверса.

Если полотна ткани стачные, то необходимо указать, чтобы шов стачивания убрали в складку.

Пример расчета расхода ткани для пошива свага или де жабо

увеличить рисунок
увеличить картинку

Длина карниза 1.8м., высота свага 0.4м., ширина свага – 1.0м. Ширина ткани 1.5м.

Крой свага по «косой» нити

Сваг выкраивается из квадрата ткани.

Длина стороны квадрата ткани = Ширина свага + Высота свага

1.0 + 0.4 = 1.4м.

Расход ткани на сваг = 1.4 + 0.2 на подгибы = 1.6м.,

Общий расход ткани = 1.6 х 2 = 3.2м.,  где 2 – количество свагов.

Крой свага по «прямой» нити

Коэффициент сборки 2,5.

Расход ткани на сваг = Высота свага х Коэффициент сборки + 0.2м.

0.4 х 2.5 + 0.2 = 1.2м.

Общий расход ткани = 1.2 х 2 = 2.4м.,   где 2 – количество свагов.

Совмещение рисунка

Если ткань с рисунком имеет раппорт, то необходимо посчитать, сколько раппортов уложится в полотнище. Например, если раппорт составляет 60 см, а длина полотна для штор 2 м, то разрезать ткань нужно через каждые 4 раппорта. Длина полотна будет равна 2.4 м. Перед кроем, рекомендуется предварительно сметать полотна, чтобы раппорт четко совпадал по длине.

Рассмотрим варианты когда:

ØТкань имеет раппорт, который должен совмещаться в горизонтальном направлении.

увеличить схему

ØТкань имеет узор, расположенный в шахматном порядке. Когда рисунок не совпадает по горизонтали, нужно пропустить половину раппорта, чтобы совместить его. Следует добавить целый раппорт к длине полотна, так как по половине раппорта будет «потеряно» вверху и внизу общей длины полотна.


Или можно применить другой способ. Чтобы не исключать целый раппорт, можно вырезать часть с рисунком по краям полотна. Таким образом, крайней становится следующая часть, которая совпадает с рисунком на соседнем полотне и ткань не нужно двигать вверх или вниз. Данный вариант не всегда применим, так как полотно станет меньше по ширине.


Условные обозначения на тканях

Стирка

Не подлежит стирке.

Ручная стирка.

Стирать при температуре не выше указанной.

Стирать при температуре не выше указанной. Черточка под знаком означает щадящую стирку, то есть ткань не подлежит трению.

95 °С означает возможность кипячения.

Не стирать в стиральной машине.

Глаженье

Гладить нельзя.

Гладить при температуре не выше 110 градусов.

Гладить при температуре не выше 150 градусов.

Гладить при температуре не выше 200 градусов.

Химическая чистка тканей

Не подвергать химической чистке.

Допускается сухая чистка фреонами или уайт-спиритом.

Чистка на основе перхлорэтилена.

Необходимость щадящей сухой чистки.

Сухая чистка. Можно чистить всеми обычными растворителями.

Отбеливание ткани

Можно отбеливать.

Можно отбеливать с применением хлора.

Отбеливать нельзя.

Сушка

Не выкручивать.

Сушка без отжима.

Сушка на горизонтальной поверхности.

Сушка ткани в электрической сушке

Нормальная сушка в сушильной машине.

Щадящая сушка в сушильной машине.

Не сушить в сушильной машине.

инъектирование грунтов красконагнетательный бак jason косметика официальный сайт - смотрите описание у нас