Статья о ковровых напольных покрытиях. Виды ковров, уход, где купить ковролин.

меню: | главная: интерьеры – ремонт, декор и дизайн квартир, а также комнат. срочный капитальный ремонт квартир в Москве | Полезная статья про напольные линолеумные покрытия | почитать про напольные покрытия из пробки | Информация про оконные шторы в домашнем интерьере (методы пошива, ламбрекены и люверсы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

В наши дни редкий интерьер квартиры обходится без напольного покрытия в целом и без коврового — в частности. Покрытий на рынке существует множество, но большинство дизайнеров, работающих с интерьером используют ковры или ковровые покрытия в качестве неотъемлемого компонента интерьера. Красивый ковер легко может стать центральной композицией в интерьере комнаты! Эта статья поможет раскрыть перед интересующимся читателем все тонкости ковровых покрытий. Вы узнаете как классифицируются ковры, что отличает основные виды покрытий. Читатели в деталях узнают о процессе производства ковровых покрытий, о способах ухода за коврами.

Классификация ковролина, напольных покрытий.

Можно классифицировать покрытия по различным параметрам, но для облегчения восприятия, предлагаем внимательно  рассмотреть ковровое многослойное покрытие в разрезе. Любое покрытие (не обязательно ковровое)состоит из 4 слоев:

Прежде, чем подробно рассказывать о свойствах и назначении каждого слоя, кратко о способах

производства ковролина.

Существует четыре способа в производстве различных ковровых покрытий:

В большинстве случаев по одному взгляду на поверхность любого коврового полового покрытия невозможно определить, каким техническим способом  они изготовлены. И лишь после внимательного изучения их оборотной стороны можно сделать вывод о том, к какой  разновидности они относятся.

Основными способами  при промышленном производстве являются иглопробивной, тафтинговый и ковровый.

Ковролин: иглопробивные покрытия.

Процесс изготовления напольных покрытий определил название данной группы ковровых покрытий.

Иглы, используемые для  изготовления ковровых иглопробивных покрытий не имеют ушек. Вместо них иглы имеют зазубрины по всей длине, которые при движении игл вверх-вниз захватывают и запутывают волокна таким образом, что они могут образовать компактное волокно, которое удерживается вместе благодаря трению между волокнами.

Процесс производства ковра начинается с образования своего рода паутины, которая представляет собой несвязанные кусочки длиной около 10 см полипропиленовых волокон (штапель), непрерывно распределенных по всей ширине движущегося конвейера. Конвейер перемещает их к месту, где один слой накладывается на другой, образуя более широкий и толстый материал. Между ними, как в сэндвич, закладывается холст, затем его немного прошивают, и он поступает в машину, где его пропускают между двумя плитами. Неподвижная нижняя плита имеет много отверстий, расположение которых соответствует расположению зазубренных игл на движущейся верхней плите.

По мере прохождения  между плитами материал пробивается иглами, которые захватывают волокна и протаскивают их сквозь холст. Для получения хорошего ковра требуется от 800 до 1200 ударов на квадратный дюйм.  

После выхода из машины  на обратную сторону ковра наносится либо клеевая основа, либо тонкий слой латекса (резины), который после нанесения подпрессовывается.

Кроме того, на подобных коврах различными способами можно нанести разнообразные рисунки.

Перечень покрытий, изготовленных данным способом: 

Тафтинговый (или петельный) способ.

Петельный способ — процесс, при котором  уже изготовленная из волокон нить простегивается на тканой или нетканой основе, т.е. пропускается через первичную подкладочную ткань.

 Через каждую вертикальную иголку, движущуюся подобно игле в  швейной машине, пропущена ворсовая нить. В действительности, современная простегивающая машина может иметь вид громадной швейной машины, снабженной сотнями или тысячами иголок по всей ширине. 

Отдельные бобины пряжи установлены на специальных рамах по всей ширине станка. Для каждой нити необходима трубка, которая подает пряжу на одну иголку. С рамы пряжа проходит по этим направляющим к установке для простегивания, при этом скорость подачи пряжи определяет высоту ворса ковра.

Ниже уровня основания станка расположены устройства для петель или резания, которые подбирают и удерживают  пряжу,  которая уже пропущена через иглы.

При образовании петельного ворса устройство для петель (петлители) имеют форму хоккейных клюшек или для обрезанного ворса - форму буквы С с острой серповидной поверхностью, которые расположены на машине особым образом в зависимости  от вида покрытия ( имеется в виду - петельчатое, ворсовое , cut-loop или скрол) и  высота петли (ворса)  зависит от расстояния между петлителем и подкладкой.

Вес ворса зависит  от расстояния между иглами (масштаба), количества стежков на единицу площади (плотность набивки), высоты ворса, типа применяемой нити.

Ковровый (тканый) способ.

Хотя существует несколько различных способов получения тканых ковров, они во многом похожи друг на друга. В общем случае тканый ковёр и его обратная сторона образуется из крученной и вытканной пряжи.

Согнутая пряжа – хлопок или смесь хлопка с полиэфирным волокном, ткань — джут или иногда полипропилен.

Для многих поколений людей наиболее распространенным типом ковровых покрытий были тканые ковры, коврики и пледы, однако, в последние годы это производство переживает резкий спад. Большинство ковров подобного типа имеют один уровень резаного ворса, но они могут иметь и разно уровневый ворс.

При производстве разно уровневых ворсовых покрытий иногда используют волокна и пряжу, сжатую при нагревании. За счет применения жесткой и мягкой крученой пряж и других вариаций пряжи можно изменять структуру коврового покрытия. Ворс может быть синтетическим, а может – шерстяным.

Этот метод производства дает возможность получать множество цветов и дизайнов, ограниченное лишь количеством стежков на полотне ковра. Отличительная черта ковров подобного типа – плотная основа, которая позволяет свертывать материал только в длину.

Волокна & пряжа.

Основным материалом, необходимым для каждого текстильного изделия является волокно. Все волокна можно разделить на две группы – натуральные (встречающиеся в природе в том или ином виде) и синтетические (изготовленные человеком). Все животные волокна состоят из белка. Основой растительных волокон, за исключением резины, является целлюлоза.

  1. Природные волокна

2. синтетические волокна

Текстильные волокна хорошо известны и используются для производства ковров уже в течение нескольких столетий. Природа снабдила нас основными материалами – шерстью, хлопком, джутом.

С XIX века начали предприниматься попытки имитировать эти натуральные материалы. В качестве основы для таких материалов использовалась в первую очередь древесная целлюлоза. В 30-х годах ХХ века удалось создать новые волокна из химических веществ на базе угля, нефти и газа, пришла эра синтетических волокон.

В настоящий момент наиболее широко используются для производства ковров полиамидное волокно (РА) или нейлон, полипропиленовое волокно (РР), а также шерсть. Хлопок, полиакрил (РАС), полиэфир, или как его часто называют, полиэстр (PЕS), и вискоза используются в значительно меньших объемах.

Полиамидное волокно.

Синтетическое полиамидное волокно, наиболее известное как нейлон, является одним из самых важных текстильных волокон. Самыми распространенными из этой группы волокон являются:

- волокно РА 6.6 – результат полимеризации диамина и дикарбоновой кислоты (гексаметилендиаминовой и адипиновой);

- волокно РА 6 – продукт полимеризации капролактама.

Так как указанные полиамидные волокна изготавливаются из разного химического сырья с применением разных  технологий, их сравнение может проводиться лишь по существенным признакам.

1.Температура плавления волокна РА 6 (>215 °С ниже, чем соответствующая температура у волокна РА 6.6 (>250°С). Чем ниже температура плавления, тем меньше энергетические расходы на поддержание полимера в расплавленном состоянии, следовательно, уменьшаются затраты на производство.

2.Волокно РА 6 легче окрашивается из-за его большего сродства к красителям.

3.Волокно обоих видов нуждается в стабилизаторах, так как они чувствительны к УФ (ультрофиолетовому - излучению.

4.Волокно РА 6.6 обладает большим термическим сопротивлением по сравнению с РА 6. При длительном нагревании до температуры плавления оба вида волокна могут подвергаться разложению, но в случае РА 6 степень разложения меньше.  Это означает, что РА 6 может находиться в жидком состоянии дольше, чем РА 6.6.

5.Волокно РА 6.6 – более жесткий материал и потому используется для сжатых ковров. Хотя с появлением новшеств в технологии производства волокон, волокно РА 6 также может подвергаться сжатию.

6.Из-за своей цены, а также других преимуществ более предпочтительным для производства ковров является волокно РА 6.

7.РА 6.6 благодаря большим термическим сопротивлением, большей жесткость, данный  полимер используется при производстве контрактных покрытий.

Полипропиленовое волокно

  Вместе с полиэфирными волокнами (PES) полипропиленовое волокно (РР) относится к классу химических веществ, называемых полиолефинами. Эти вещества химически инертны, имеют довольно простую молекулярную структуру ( состоят только из углерода и водорода).

  По целому ряду причин, основные из которых приведены ниже, полиолефины не использовались широко в текстильной промышленности вплоть до 60-х годов:

- Полипропиленовые волокна являются самыми чувствительными к нагреванию среди  всех химических волокон.

- Необработанное полипропиленовое волокно быстро разлагается при воздействии кислорода в присутствии света, что делает необходимым добавление антиоксидантов и УФ-стабилизаторов, особенно в южных странах.

- Сравнивая полипропиленовые волокна с другими синтетическими волокнами, следует отметить, что они имеют низкую температуру плавления (»180°С). Это требует от производителей либо внесения изменений в процесс прядения и изготовления ковров, либо существенных денежных затрат для постоянного контроля за  термическими процессами при производстве данных ковров.

- Полипропиленовое волокно не может быть окрашено ни одним из традиционных красителей из-за его химической инертности. Его молекулы не содержат реакционных групп, а его структура достаточно плотна, так что молекулы красителя не могут проникнуть в волокно. Таким образом, красители добавляются в полипропиленовое волокно непосредственно перед экструзией, то есть пряжа должна быть окрашена до изготовления ковра.

Все указанные особенности полипропиленового волокна не позволили ему конкурировать с полиамидным волокном. Но полипропилен — единственный  материал, изначально обладающий антистатичностью (по мере загрязнения волокна утрачивают  это  свойство). Это свойство способствовало увеличению доли использования полипропиленового сырья для производства покрытий  с большей  упругостью, в основном для офисов или для покрытий типа «скрол».

Полиэфирное волокно (полиэстер).

  Полиэфирное волокно, впервые использованное для производства ковров в 60-х годах нашего столетия, сегодня самое используемое в производстве обивочных тканей и для легкой промышленности. Однако, на внутреннем рынке США оно встречается в чистом виде или в сочетании с полипропиленовым волокном. В Европе для производства ворсистых ковров полиэфирное волокно практически не используется.

Акриловое волокно.

Несмотря на то, что акрил не был первым изготовленным человеком для производства ковров волокном, он стал лидером в этой области, поскольку он удовлетворяет многим необходимым и важным требованиям, предъявляемым к подобному сырью.

В 50-х годах ХХ веках акрил занял значительное место на рынке, поскольку он обладает многими свойствами шерсти. К сожалению, акрил не может быть окрашен с помощью некоторых современных красящих технологий, которые позволяют снизить производственные расходы. Акрил все еще используют в Северной Америке, но в Европе его использование ограничено производством пледов, ковриков из смешанных с полипропиленом волокон.

Шерсть.

  Овечья шерсть – самое традиционное волокно для производств ковров. Общеизвестно, что Австралия – крупнейший производитель шерсти в мире. Однако это верно только для шерсти, используемой для обивочных тканей и одежды, а шерсть для изготовления ковров производится в основном в Новой Зеландии и Великобритании.

  Качество шерсти зависит от того, с какого участка тела овцы она взята. Лучшая шерсть находится в области плеч, худшая – на задних ногах. Кроме того, качество зависит от вида овец (меринос, шевиот, гибридный и др.), их здоровья и питания,  климатических условий, при которых они выращивались. Это является основным показателем определяющим стоимость коврового покрытия. Все это объясняет важность тщательной сортировки шерсти перед дальнейшим использованием. После сортировки шерсть должна быть очищена и вымыта для удаления пыли, грязи и натуральных жиров. Только после этого волокна шерсти могут подвергаться прядению.

Ковры из хлопка.

  Хлопок используется в производстве ковров столь же давно, как и шерсть, но по сравнению с шерстью оно имеет худшие свойства. Поэтому хлопковые ковры имеют ограниченную область использования, например, коврики для ванных комнат, где очень важна мягкость и высокая поглотительная способность, которыми характеризуется хлопок.

Вискоза

  Вискозу, или искусственный шелк, получают из мягких частей древесины. Химический состав хлопка и вискозы одинаков, но молекулы вискозы короче. Таким образом, свойства вискозы сходны со свойствами хлопка. Вискозу производят из пульпы целлюлозы, выделенной из древесины или другого сырья. Эту пульпу продавливают через фильеры (похожую технологию используют при производстве полиамидных волокон), но затвердевание проводят не с помощью охлаждения, а с помощью химического превращения. Пульпу древесины превращают в нити, которые пропускают через резервуар, в котором молекулы подвергаются воздействию химических агентов и затвердевают, образуя измененную целлюлозу или, как ее называют, вискозу.

Основные свойства волокон.

Качества ворса Полиамид Полипропилен Полиакрил Полиэфир Шерсть
Износостойкость

Отличная

Средняя

Средняя

Средняя

Хорошая

Очищаемость

Хорошая

Хорошая

Средняя

Хорошая

Хорошая

Устойчивость к твердым загрязнителям

Хорошая

Средняя

Средняя

Хорошая

Хорошая

Устойчивость к загрязненению (пятна)

Хорошая

Очень хорошая

Средняя

Очень хорошая

Средняя

Антистатические свойства

Хорошие

Хорошие

Хорошие

хорошие

Хорошие

Огнестойкость

Хорошая

средняя

Средняя

средняя

Хорошая

Устойчивость к свету

Хорошая

Средняя

Хорошая

Хорошая

Хорошая

От волокна к пряже.

  В производстве покрытий, ковролина используется пряжа как природного, так и синтетического происхождения волокон.

  Все виды пряжи из натуральных волокон получены кручением, поскольку природные волокна имеют небольшую длину.

  С развитием органической химии расширялось использование синтетических волокон. Сначала люди попытались полностью "повторить”"природу, используя в качестве сырья материалы похожей структуры, именно так возникли волокна на основании целлюлозы. В конце концов, химики изготовили полностью новые волокна с совершенно новыми характеристиками, непохожими на те, которые присущи природным волокнам. Синтетические волокна — наиболее используемые в настоящее время.

Производство синтетической пряжи.
Полимеризация и экструзия.

  Синтетическая пряжа производится с использованием процессов полимеризации и верчения (кручения), при этом наиболее часто используют кручение расплавов.

  Предварительно синтетическим полимерам придают форму шариков или катышков (гранул), которые уже содержат УФ-стабилизаторы, подавляющие блеск реагенты и прочие добавки. Гранулы нагревают до образования однородной массы, которую продавливают через ряд отверстий в металлической пластине (прядильное устройство).

Жидкие пряди (струи) охлаждают воздухом или водой до образования твердых нитей.

Для каждого типа пряжи существуют разные прядильные устройства, при этом:

а). Величина отверстий определяет толщину нитей, чем тоньше, в свою очередь, нити, тем они мягче, тем приятнее на ощупь и шире область их возможного использования.

б). Количество и поперечное сечение отверстий определяет количество пряжи, её структуру.

  После кручения волокна на него должно быть нанесено окончательное покрытие, как правило, это низко концентрированный водный раствор или эмульсия натуральных или синтетических смазок. Это делают для облегчения дальнейшего производства пряжи (в частности, понижения электростатических свойств и трения).

Вытягивание.

Перед тем как нити наматываются на бобину, их вытягивают, при этом упорядочивается молекулярная структура полимера (она становится более линейной, следовательно, нити становятся более прочными и крепкими).

структурирование.

Целью этого процесса является придание большего объема и упругости пряже за счет превращения ее в «волнистую». Это идеально подготавливает пряжу к окрашиванию. Для получения эффекта волнистости пряжи ее следует нагреть, чтобы вызвать увеличение ее объема. Таким образом, гладкая структура заменяется невытянутой, гофрированной.

Ковролин. Схема процесса производства пряжи.

Минеральное сырье —> химическая промышленность —> капролактам.

поликонденсация —> полиамид 6 —> экструзия —> зона охлаждения.

прядильное устройство —> кручение —> вытягивание —> кручение —> наматывание на бобины.

Виды пряжи.

Развитие производства волокон привело к появлению различных типов пряжи – основной и объемной.

Основная пряжа.

Нити соединяются в веревку или узел пакли, которые затем разрезаются на короткие волокна для плетения пряжи точно таким же образом, как это происходит с обычным натуральным волокном. Такая пряжа используется исключительно для велюровых тканей.

Объемная пряжа.

Возросшее внимание уделяется производству пряжи с длинными волокнами. Простая объемная пряжа имеет ярко выраженный синтетический вид и меньше используется для производства ковров. В 50-х годах Dupont предложил вариант структурированной объёмной пряжи.

Множество длинных нитей сплетаются в пряжу, которая может быть использована в покрытиях всех типов. Благодаря своему объёму эта пряжа имеет меньшую гладкость, более естественный вид, а ощущения при прикосновении к ней более нежные. Другими ее преимуществами являются хорошие тепло- и звукоизоляционные свойства, а также экономичность.

Поперечное сечение нитей.

Форма отверстия первоначально была  круглой из-за технических инженерных проблем. По мере роста возможностей стали применять отверстия различных сечений для получения волокон.

Нити с некруговым сечением имеют различия в некоторых свойствах, таких как отражение, непрозрачность. Изменяя поперечное сечение отдельных волокон, можно придать ковру различный внешний вид.

Как правило, поперечное сечение пряжи задается в зависимости от конечной цели использования ковра.

Производство синтетических волокон требует исследования волокон, их свойств  и условий получения. При этом значительно улучшаются спецификации волокна. Сравнительно недавно был открыт метод решения антистатических проблем ковров путем внедрения следов угля в волокно.

Обработка пряжи.
Крученая пряжа.

Очень часто пряжа используется в крученом виде. При этом две или более нити (одного или разных цветов) скручиваются в одну, более толстую. Это позволяет производителю получать специальные технические или эстетические результаты. Для предотвращения распускания пряжу подвергают специальной тепловой обработке.

Установка для нагревания.

Текстурированная, обработанная нагреванием пряжа имеет более мягкую структуру и лучшие свойства для покрытий. В основном, используются две разные системы для получения нагретой пряжи. В первом случае пряжа сначала обрабатывается горячим паром, а затем при определенной температуре и давлении объем пряжи фиксируется . При другом способе пряжа подвергается сухому нагреванию, однако, в этом случае возникают проблемы с окраской твердыми красителями .

Номер пряжи.

Когда производитель ковров или прядильщик говорят о номере пряжи, оба имеют в виду пробу или линейную плотность пряжи. Хотя введены международные единицы, все еще используются старые характеристики и их единицы измерения. Официально проба пряжи выражается в тексах (tex), где текс (tex) означает массу (в граммах) 1000 метров пряжи:

1 tex = 1г / 1000м, или 1Dtex = 1г /10 000м

Децитекс (Dtex) обычно используют как единицу измерения для непрерывных, плетёных ковров, волокон типа фибр.

Спецификация объемной пряжи обычно состоит из двух номеров: во-первых, количества тексов (децитексов), во-вторых,  числа  волокон в пряже.

Например, 10 000 м пряжи с номером 950 /51 Dtex имеют массу 950 г, а волокно состоит из 51 нити.  Простое деление показывает, что номер нити равен 19 Dtex.

Некоторые производители все еще используют метрическую систему номеров, где Nm определяет длину 1 г пряжи: 1Nm =1м /г.

Характеристики простегивания.

Масштаб (Калибр).

Важной характеристикой простегивающей машины является калибр (масштаб), т.е. расстояние между двумя работающими иголками, выражаемое в долях дюйма. Калибр определяет плотность ворса.

Например, калибр 1/8 означает, что центр одной иглы находится на расстоянии 1/8 дюйма от другой. Ниже в таблице представлены данные по соответствию типа ворса, номеру и количеству игл.

Петельный ворс

Калибр мм Кол-во игл на Метр Кол-во игл /дюйм
1 / 4 6,35 157 4
5/32 3,97 252 6,4
1 / 8 3,18 315 8
1 / 10 2,54 394 10
5 / 64 1,98 504 12,8

Срезанный ворс

 

Калибр мм Кол-во игл / Метр Кол-во игл / дюйм
1 / 8 3,18 315 8
1 / 10 2,54 394 10
5 /64 1,98 504 12,8
1 / 16 1,59 630 16

Петельно-срезанный ворс

 

Калибр мм Кол-во игл на Метр Кол-во игл на дюйм
5 / 32 3,97 252 6,4
1 / 8 3,18 315 8
1 / 10 2,54 394 10

Калибр машин является практически постоянной характеристикой, так как его изменение и перенастройка машин практически очень дорогостоящая операция.

Плотность петли (стёжка)

Плотность ворса зависит от плотности стежка, а также от его длины. Это дает число рядов петель на единицу длины. Длина стежка зависит от скорости движения конвейера. Например,

— при калибре машины 1/10 дюйма и 52 стежках на 10 см плотность приблизительно равна 2050 петель ворса на кв.дюйм;

— при калибре 1/10 дюйма и 48 стежках /10 см плотность приблизительно равна 1900 петель ворса на кв.дюйм;

— при калибре 1/10 дюйма и 56 стежках/10 см плотность ворса приблизительно равна 2200 петель ворса на кв.дюйм.

Эти определенные характеристики плотности являются простейшим изменяемым свойством ковра. Хотя рассмотренные спецификации зависят от калибра, количества стежков, высоты пряжи, других параметров. Бывают случаи, когда размер пряжи отличается от стандартного, что требует дополнительного регулирования по весу.

Контролируя скорость движения пряжи сквозь иглы машины, количество стежков и вес, можно изменять плотность стежка. Таким образом, для уменьшения количества стежков на один дюйм увеличивают скорость движения пряжи, и наоборот.

В общем, желательно определить баланс между количеством стежков / дюйм и калибром простегивающей машины. Для того, чтобы получить лучший внешний вид ковра, необходимо иметь равномерное распределение стежков. Это может быть достигнуто, если установить количество игл по ширине ковра, равное количеству стежков.

Высота ворса.

Высота ворса может колебаться от 3 до 20 мм. Длинный ворс применяют в так называемых махровых коврах. В случае петельного ворса его высота равна примерно половине высоты ворса махровых ковров.

Высота стеганой пряжи может контролироваться рядом методов, например, высотой основания – металлической поверхности, на которой закреплена первичная основа, связанная с иглами.

Высота ворса также зависит от калибра машины для простегивания. Чем он меньше, тем выше количество стежков на единицу площади, что приводит к увеличению веса ковра. Таким образом, как правило, ковры с меньшим калибром имеют меньшую высоту ворса.

Высота ворса – второй по важности фактор, используемый для регулирования веса пряжи. Он требует больших затрат времени, однако возможности его применения чаще шире и он эффективнее, чем регулировка количества стежков на единицу площади.

Плотность ворса.

Норма стежков как комбинация калибра и количества стежков по длине, плюс толщина пряжи, будут определять плотность коврового покрытия. Ковровые покрытия с большей плотностью используются в местах большего движения, так как они более прочные. Такие ковры не мнутся. Плотность зависит от количества стежков на кв. метр. При равной толщине пряжи и калибре можно сказать, что чем больше количество стежков, тем выше плотность покрытия.

Вес ворса.

Сам по себе вес ворса – определяющий фактор структуры ковра. Он может быть измерен как общий вес, а также как вес пряжи, нанесенной на первичную основу. На вес ковра влияют характеристики пряжи, высота ворса, норма стежков.

Ворсовая основа ковра.

Ворсовая пряжа для стеганых ковров обычно производится из искусственных волокон. Однако шерсть также достаточно широко распространена. Искусственные волокна – это, в основном, так называемая объемная длинноволокнистая пряжа. Такая пряжа может быть получена из полиамида, полипропилена и некоторых других полимерных материалов. Ворсовая пряжа может содержать металлические или угольные волокна для увеличения проводимости, если требуются антистатические свойства.

Ворсовый ковёр должен обладать следующими свойствами:

- быть устойчивым к износу

- хорошо окрашиваться

- быть устойчивым к выравниванию

- обладать устойчивостью к загрязнению

- хорошо чиститься (освобождаться от частичек пыли)

Другие важные аспекты, которые определяют выбор ворсового ковра, включают в себя устойчивость к действию микроорганизмов и насекомых, устойчивость к увлажнению, электростатические свойства, огнестойкость и так далее.

Бесспорно, что пряжа должна иметь достаточную и единую длину для того, чтобы избежать разрывов при производстве покрытий. Более того, протягивание пряжи сквозь ушки иголок машины требует, чтобы пряжа была ровной по толщине во всем объеме, не допускается наличие никаких узелков.

Пряжа для простегивающей машины поставляется или в виде бобин на раме, или на коромысле. Второй способ используется, когда ограничено рабочее пространство, или в случае малого количества окрашенной пряжи для того, чтобы избежать ее потерь, хотя, в общем, использование рам является наиболее частым.

Ковролин: первичная основа.

Мы говорили, что ворсовая пряжа прикрепляется к первичной основе. Эта основа может быть и тканой, и нетканой.

Ткань может быть изготовлена из джута - искусственного или натурального, полипропиленовых волокон, стекловолокна и прочего материала.

Ранее в качестве основы всегда использовался натуральный джут, в настоящее время он практически вытеснен из производства, так как он, во-первых, является природным сырьем, запасы которого ограничены. Кроме того, джут содержит масла, которые могут вызвать загрязнение ворса, а также трудности при окрашивании ковра. ( Т.к. степень окрашиваемости у натуральных и  синтетических волокон различная.) Он подвержен гниению, то есть уязвим для микроорганизмов.

 Важной заменой джута является полипропилен. Практически все ковровые покрытия в настоящее время изготавливаются  с первичной основой из этого материала. Преимущества очевидны. Во- первых отсутствие тех негативных моментов, которые были перечислены  для натурального джута, а также низкая стоимость материала и способность сохранять свои размеры при попадании влаги являются неоспоримыми достоинствами.

Нетканый материал изготавливается на базе полиэфира. Это материал называется «кружевным материалом», а в обычной жизни его название — флезилин.

Область применения данного материала очень ограничена и это объясняется тем, что материал очень непрочный и дает усадку и коробление при влажном воздействии.

Такие материалы используются для производства формованных и битумных покрытий, т.е. ковровой плитки.

 На данном этапе производства  нить сидит в основе не прочно и может быть легко извлечена из нее. Для предотвращения этого петли  полуготового коврового покрытия необходимо зафиксировать в основе путем нанесения грунтовки.

Грунтовка.

Грунтовкой называется состав, наносимый на полуготовое ковровое покрытие для превращения его в пригодное к использованию изделие путем прочной фиксации нитей.

В качестве  грунтовки используется либо латекс ( натуральная или синтетическая резина) либо Кроме простегивания в основу, ворс должен быть укреплен в ней покрытием, которое может представлять собой латекс (натуральная или синтетическая резина) или дисперсионный материал на основе поливинилацетата, поливинилхлорида, полиуретана, полиакрилата ( говоря понятным языком – вязкие клеящие вещества).

При необходимости придания  ковровому покрытию антистатических  свойств  и  огнеупорных характеристик  в грунтовку вводят добавки, обеспечивающие наличие у ковров этих дополнительных  свойств.

Кроме фиксации  петель, грунтовка имеет огромное значение для  придания  прочности покрытию. Это очень важно  учитывая, каким нагрузкам подвергается покрытие за весь срок эксплуатации.

Одним из способов  проверки соответствия  коврового–покрытия требованиям прочности является способ Кастора (испытание креслом на колесиках). В ходе этого испытания имитируется воздействие на ковёр офисного кресла на колесах, что позволит оценить не только прочность первичной основы с нанесенной грунтовкой, но и качество материала из которого изготовлена нить.

Прочность фиксации ворса можно также проверить путем измерения усилия, необходимого   для вытягивания петель. Указанные аспекты прочности играют важную роль при выборе наиболее  подходящего коврового покрытия для соответствующей сферы применения ( интенсивное воздействие, среднее воздействие и тд).

Ковровые покрытия всегда покрываются грунтовкой независимо от типа второго слоя (пена или подкладочная ткань).

Вторичная основа

После нанесения грунтовки приклеивается второй текстильный слой или пена латекса, то есть вторая основа, которая придает  комфорт, прочность во  всех направлениях.

Существуют следующие виды вторичной основы:

Натуральный джут

Преимущества: экологически чистый материал, используется для  временной укладки на паркет.

Недостатки: При длительной эксплуатации происходит истирание волокон джута и  разрушение грунтовочного слоя.

Натуральный материал  при попадании влаги имеет склонность к гниению, образованию  плесени, разложению нитей и в конечном итоге снова к разрушению грунтовочного слоя, вызывающее соответственное ослабление закрепления нитей.

При попадании влаги  натуральный джут дает усадку, что приводит к изменению линейных размеров коврового покрытия, т.е. на поверхности появляются  «волны» и складки.

Искусственный джут

Искусственный джут изготавливается обычно  из полипропилена и очень редко из смешанных синтетических волокон.

Преимущества:  При попадании влаги никаких изменений не происходит. Не дает усадку, что позволяет ковровому покрытию сохранять свои размеры.

Не истирается, не подвергается разложению, другим напастям.

Таким образом все недостатки относящиеся к натуральному джуту являются достоинствами искусственного джута. Однако следует помнить, что  при очень частой  уборке моющим пылесосом   возможно образование плесени и отслоения джута от основания покрытия ,поэтому необходимо предупреждать о необходимости полного просыхания покрытия перед следующей уборкой  или применение сухой чистки мощным пылесосом.

Недостатки: В случае если покупатель покупает покрытие для временной укладки на пол паркетного типа, необходимо его предупреждать о том, что искусственный  джут  - очень жесткий  материал  и нити   имеют достаточно острые края, поэтому  при эксплуатации  будут вести себя как наждачная бумага. Следовательно после  использования покрытия необходимо  делать шлифовку паркета для придания ему нормального вида.

Латексная резина и  латексная  резина  - стар

Изготовление этого слоя – длительный процесс Он состоит из двух этапов- нанесения и затем полимеризации нанесенного слоя.

Вторичный слой из резины наносится путем распыления  смеси равномерным, тонким слоем на первичную основу уже полуготового изделия. В основном, для этого используют латекс из синтетической резины с добавлением большого количества наполнителя, как правило, карбоната кальция.

Основным условием  активизации химического процесса вспенивания - это тепловое воздействие. Соблюдая определенный температурный режим, проводят полимеризацию и, как следствие, происходит   образование пены, вторичной основы. Качество резины определяется очень просто: чем меньше размер пор и чем больше их на единицу объема, тем резина плотнее и качественнее.

Ковровые покрытия на данной основе являются самыми популярными в Европе. Они также не очень популярны в России. Объяснение этому факту можно дать прочитав преимущества и недостатки данного вида основы

Преимущества: Дополнительная звуко- и теплоизоляция,

Ощущение мягкости и комфорта даже при незначительной высоте и плотности набивки ворса. Сохранение линейных размеров при влажной уборке. Плотное прилегание покрытия к поверхности пола  и, как следствие, отсутствие складок  и морщин на поверхности. Возможность  укладки без применения клеящих средств, фиксирование  по периметру только плинтусом.

Недостатки:Ковровое покрытие укладывают  на всю поверхность пола, от плинтуса к плинтусу, т.к. резина имеет склонность к прилипанию к поверхности пола и вероятность  перемещения покрытия без повреждения основы очень мала. Одним словом –укладывается один раз.

Нельзя укладывать на паркетный пол, если не предполагается реставрация поверхности пола, т.к. после удаления покрытия могут остаться "белесые" пятна. Причиной появления этих пятен служит влага, которая попадает на покрытие в результате влажной уборки или случайности, когда просачивается без испарения, что приводит к отслоению лакового слоя.

Через 5-7 лет начинается процесс высыхания и резина начинает крошиться. Следствием этого является появление вмятых "дорожек" на поверхности. Хотелось бы отметить, что расчетный срок службы покрытий по данным фирм –производителей именно 5-7 лет, но эти данные для Европы. В нашей стране  покрытие служит, как правило, до полного истирания.

Необходимо помнить, что данный вид основы очень легко повреждается при отгрузке и транспортировке, поэтому упаковывать покупателю отрезы покрытий аккуратно.

Основа-star  изготавливается аналогичным способом. Единственной дополнительной операцией для полного завершения образования вторичной основы- star служит обработка с помощью специального ролика, который придает пене  гофрированный вид, что обеспечивает исключительные звукопоглощающие свойства, увеличивает трение (препятствует скольжению) и повышает устойчивость к влажной поверхности пола. И еще рядом преимуществ обладает данная основа – почти не разрушается при перемещении покрытия по поверхности пола и транспортировки, не прилипает к поверхности пола.

Войлок и Ultra - Tех

Войлок, наряду с любым  натуральным сырьем, обладает рядом существенных недостатков - запах, образуется  плесень  во влажном состоянии,  необходима  обработка  антистатическими средствами и т.д.

В настоящее время войлок в качестве основы при  промышленном производстве ковровых практически не используется, но он послужил прототипом современной, очень перспективной вторичной основы – Ultra-Tex.Основным отличием этих двух основ является то, что  войлок изготавливается из натуральных волокон, обрезков овечьей шерсти, а Ultra-Tex – из кусочков полипропиленового  штапеля. Способ  производству аналогичен способу изготовления  войлока или иглопробивных ковровых—покрытий.

( см.раздел «Иглопробивные покрытия»)  

Дополнительно делается пропитка специальными средствами для придания основе водо- и пылеотталкивающих свойств. Антистатичность достигается благодаря использованию при изготовлении  полипропилена.

Преимущества: Теплоизоляция, звукоизоляция. Удобство укладки- основа легко режется и края "не сыпятся". Возможность проведения влажной  уборки.

Один из двух вариантов вторичной основы для велюровых покрытий (альтернативной основой является латексная резина).

Недостатки: Незначительное увеличение стоимости покрытия.

Нитяная основа. Используется  только при производстве коммерческих, контрактных  покрытий. Имея нитяную основу покрытие легко, без заломов складывается не ломаясь. Предохраняет грунтовочный слой от разрушения, легко режется  и укладывается практически без швов.

Конструкция коврового покрытия

Можно создать рисунок, узор или орнамент на ворсовом покрытии. Это может быть достигнуто:
1) за счет использования ворса различной формы.
2) с использованием окрашивающих или печатных технологий.

Структура ворса

В современном производстве распространены три основных структуры поверхности ворсовых покрытий. Это петельные, резанные и петельно-резаные ковры. Петельные ковры – самые давно известные ковры, затем появились резаные, и самыми последними – петельно-резаные.

Петельный ворс

1. Ровный петельный ворс — у ковров такого типа весь ворс имеет равную высоту. Это прочный ковёр, обладающий качественным внешним видом, если высота ворса и плотность его хорошо выдержана. При этом покрытие будет очень плотным. Так что его можно использовать в местах с большой транспортной нагрузкой.

2. Разноуровневый или фигурный петельный ворс- в коврах этого типа используются петли разной высоты, что придает ему рельефный, богатый и привлекательный внешний вид. Несмотря на хорошее качество, возможно, это свойство сохраняется не столь долго как в случае ковров с ровным ворсом. Это происходит оттого, что вследствие разной высоты ворса поверхность ковра испытывает неравномерное давление.

3.Скрол - является разновидностью разноуровневых петельных покрытий. Дополнительной технологической операцией является "стрижка" верхушек и расчесывание. Качество очень хорошее. Привлекательный вид сохраняется довольно долго.

4.Плотно-петельный ворс — хотя и существуют некоторые отклонения в высоте ворса в подобного типа коврах для того, чтобы придать ему более привлекательный внешний вид, эти отклонения обычно незначительны и не так явны в случае фигурных ковров.

Резаный ворс

1.Велюр — ворс этого типа имеет очень большую плотность. Благодаря эффекту стрижки можно достичь такой ровной поверхности, что она будет казаться сплошной. Велюр похож на вельвет. Он придает комнате определенный стиль.

2.Саксонский ворс — ворс этого типа немного толще и длиннее, это ковры класса «люкс».

3.Фризе — это яркое ковровое покрытие,в котором используются длинные крученые волокна. Особый вид этому типу ковров придают S- и Z-образная пряжа. После простегивания и обрезания, волокна оказываются направленными в разные стороны, что придает ковру нарядный вид. Ковры этого типа имеют хорошие износостойкие качества.

4.Махровый ворс — это ковровые покрытия из крученой пряжи с длиной ворса более 2,5 см. Между стежками довольно большие расстояния, такчто ворс падает. Поэтому ковролин такого типа не может применяться в местах большого движения. Также затруднена чистка. Из-за расхода большого количества пряжи хорошие махровые ковры дОроги.

Петельно-резаный ворс

1.Петля и резаный ворс — наиболее частая разноуровневая конструкция, в которой узор создается за счет использования высокого резаного и низкого петельного ворса. Таким образом, рисунок ковра становится рельефным.

2.Выстриженная петля – эффект мягкости и привлекательный внешний вид достигается стрижкой петель на разном уровне. Такие покрытия подходят для гостиных, спальных комнат, но не могут быть использованы в местах повышенного движения.

3.Разноуровневый выстриженный ворс – получают путем стрижки высовывающихся петель на уровне необрезанного ворса.

4.Ровный петельно-резаный ворс — петли и резаный ворс имеют одинаковую высоту, что придает ковру в целом более тканый вид.

Кроме того, возможны эффекты волн или поперечные. При использовании различных видов пряжи можно добиться внедрения различных фигур (полос). Использование смешанных видов пряжи с разным температурным расширением также позволяет придавать коврам определенные свойства.

Нанесение рисунка ковролина окрашиванием или печатным способом

Используемая полиамидная пряжа допускает окрашивание различными способами. Поведение волокон при полном окрашивании соответствующими красителями отличается от поведения пряжи при окраске ковра целым куском. Эта технология очень важна для полиамидной ковровой пряжи.

Печать (локальное окрашивание) используется после простегивания, оно позволяет получить целый ряд различных узоров или рисунков. Могут быть выделены:

- экранное окрашивание- ковер окрашивается с помощью плоского или цилиндрического шаблона;

- объёмное окрашивание – пряжа окрашивается до производства ковра;

- струйная окраска – ковер окрашивается с помощью разбрызгивания красителя через множество отверстий, процесс контролируется с помощью компьютера.

***

Цвет в интерьере.

Цвет играет важную роль в нашей жизни. Он стимулирует, побуждает и возбуждает. Цвет- это, возможно, первая вещь, о которой задумывается покупатель, решивший приобрести ковер. Цвет – это ключ ко всему!

Выберите правильный цвет для своего пола.

Цвета часто ассоциируются с определенным настроением или чувствами. Ниже мы приводим такую зависимость для некоторых, наиболее часто встречающихся цветов.

Цвет Тип цвета Характеристика цвета
Красный Теплый цвет Возбуждающий, динамичный, активный
Оранжевый Теплый цвет Теплый, ободряющий, живой
Желтый Теплый цвет Яркий, солнечный, чистый, убедительный
Зеленый Холодный цвет Расслабляющий, успокаивающий, инертный
Синий Холодный цвет Серьезный, сдержанный, холодный
Фиолетовый Холодный цвет Темный, удручающий
Коричневый Теплый цвет Приятный, привлекательный
Бежевый Теплый цвет Мягкий, расслабляющий

При выборе цвета коврового покрытия следует учитывать множество важных факторов. С помощью цвета, как с помощью волшебной палочки, можно создать любое настроение или достичь любого желаемого эффекта.

Тёмные / светлые цвета ковровых покрытий.

Определенные цветовые сочетания дают возможность изменить представляемый размер помещения. Вы можете оптически увеличить или уменьшить его.

Как правило, темный цвет уменьшает, а светлый – оптически увеличивает пространство.

Если вы хотите создать теплый, уютный уголок, то темный насыщенный цвет – это как раз то, что вам необходимо.

Пастельные и чистые тона увеличивают пространство. Ковры подобных расцветок создают состояние покоя. Они идеально подходят для придания опрятного и нарядного вида, а также для создания романтического настроения.

Цвет Тип цвета Действие
Желтый, красный,Оранжевый Теплые цвета Комната становится меньше, потолки - ниже
Синий, зеленый, фиолетовый Холодные цвета Комната оптически расширяется
Белый Яркий цвет Все представляется в выгодном свете
Черный Темный цвет На малых площадях предметы будут иметь четкие контуры

Северные и южные комнаты.

Цвет также может изменить и "климат" в комнате:

- в комнатах с окнами, выходящими на север, и при холодном климате вы можете сделать его теплее, используя красные, желтые, персиковые и абрикосовые тона.

- в комнатах с окнами, выходящими на юг, при теплом климате более комфортабельно вы будете себя чувствовать, если используете холодные цвета – синий, фиолетовый, зеленый, пурпурный.

Контраст / гармония.

Создать гармонию можно, используя плавные переходы одного и того же цвета. Контраст достигается сочетанием разных, но соответствующих друг другу цветов. Резкий контраст цветов оживляет, возбуждает и придает жизненную энергию. Хотя не следует комбинировать теплые и холодные цвета друг с другом, лучше сочетать их между собой в пределах одной группы (только теплые или только холодные).

Цветные ковры / покрытия без рисунка

Выбор между ковром с  рисунком или без него определяется размером комнаты с одной стороны, и ее убранством – с другой.

Ковры с рисунком лучше выглядят в больших помещениях или в комнатах с простой отделкой и мебелью. Ковры без рисунка больше подходят для сильно декорированных помещений, при этом цвет ковра должен соответствовать общему оформлению комнаты.

Назначение комнаты и цвет.

Важно понимать, что цвета должны не только выражать наше собственное настроение, но должны соответствовать назначению помещения.

- Спальная комната — место, где вы набираетесь энергии, там требуются свежие краски, такие как все оттенки синего цвета.

- Гостиная комната — цвета должны возбуждать аппетит. Это лучше всего делает оранжевый цвет.

- Кабинет — ему больше всего подходит желтый цвет – цвет, стимулирующий производительность и сосредотачивающий внимание.

В целом, яркие, жизненные цвета активизируют, тогда как пастэльные – создают атмосферу отдыха.

Существуют некоторые цвета, которые считают нейтральными, например, бежевый, серый – они сочетаются со всеми цветами, часто выгодно оттеняя их.

Цвет и освещение.

Цвета выглядят по-разному при различном освещении. Искусственное освещение, даже очень тщательно подобранное, может полностью изменить эффект, создаваемый цветом.

Яркие цвета в хорошо освещенной комнате выглядят почти белыми.

Тёмные цвета при слабом освещении кажутся почти черными. Поэтому в тех помещениях, где используется только искусственное освещение, должны применяться более яркие цвета.

В общем, очень важно принимать во внимание характер освещения при выборе цвета.

Цвет & возраст.

Кроме несомненных индивидуальных цветовых пристрастий, восприятие цвета зависит от возраста. Как правило, дети предпочитают интенсивные, яркие краски, взрослые – глубокие и солнечные цвета. Пожилых людей привлекают темные, спокойные тона.

Важные замечания.

При выборе ковра следует иметь в виду, что вы рассматриваете маленький образец. Помните, что на больших поверхностях это же покрытие может производить впечатление, часто отличающееся от того, чего вы ожидали. Поэтому, если возможно, воспользуйтесь компьютерным моделированием.

Пятна более заметны на светлых коврах, а пыль — на тёмных.

Все права защищены! Частичное или полное цитирование разрешается только при размещении активной ссылки на источник (/)!

© Домашний дизайн комнатного интерьера Az-Studio-Арт.Ру ® 2007